Тверской государственный технический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный технический университет»

Кафедра Механизации природообустройства и ремонта машин

1. Кафедра: «Механизация природообустройства и ремонт машин».

2.Заведующий кафедрой: Фомин Константин Владимирович.

3.Состав кафедры.

Преподаватели:

1.Фомин  Константин  Владимирович

2.Васильев  Алексей  Николаевич

3.Бровман  Татьяна  Васильевна

4.Васильев  Михаил  Геннадьевич

5.Крылов  Константин  Станиславович

6.Лебедев  Валерий  Валентинович

7.Морозихина  Ирина  Константиновна

8.Харламов  Вячеслав  Евгеньевич

Вспомогательный персонал:

1.Паушкина Валентина Михайловна

2.Денисов Виталий Игоревич

3.Смирнов Игорь Анатольевич

4.Шабров Владимир Витальевич

5.Горшков Александр Васильевич

 

4.История кафедры:

Кафедра механизации природообустройства и ремонта машин организована в 1967 году под названием «Технология ремонта машин». Ее основателем был декан механического факультета доцент, кандидат технических наук Филатов Николай Васильевич.

Филатов Н. В. (1909-1984) окончил Ленинградский горный институт по специа­льности «Горная электромеханика» в 1935 году; работал инженером в проектных организациях города Ленинграда.

С 1937 года Филатов Н.В. преподавал в Ленинградском горном институ­те; в 1941 году защитил кандидатскую диссертацию; служил в Советской Армии на оборонных объектах города (1941-1942). После демобилизации Филатов рабо­тал доцентом кафедры «Рудничный транспорт» Ленинградского горного института. По инициативе Филатова Н. В. в 1952 году в Сибирском металлургическом институ­те (г. Новокузнецк) была открыта кафедра горных машин и рудничного транспор­та. Под руководством Филатова Н.В. были созданы новые научные направления в области безопасного гидровозного транспорта в шахте, термического бурения крепких горных пород, инерционно-шагающих механизмов. Им была организова­на работа студенческого конструкторского бюро, в котором разрабатывался ряд проектов для заводов горного машиностроения и научно-исследовательских ин­ститутов на основе хозяйственных договоров.

С 1965 года Филатов Н.В. работал доцентом кафедры «Торфяные машины» Калининского политехнического института. В 1967 году он стал заведующим ка­федрой «Технология ремонта машин», созданной по его инициативе. Филатов Н.В. организовал лабораторию диффузионной сварки, руководил исследования­ми по использованию этого метода для восстановления изношенных деталей. Подготовил 7 кандидатов наук. Филатов Н.В. - автор более 90 научных публика­ций, в том числе учебного пособия «Техническая эксплуатация и ремонт торфя­ных машин» (1988).

Деятельность кафедры была направлена на реализацию учебных программ по эксплуатации и ремонту машин и оборудования торфяного производства. С са­мого начала огромное внимание уделялось созданию и развитию материально- технической и лабораторной базы. В значительной степени этому способствовало закрепление за кафедрой учебного тракторного полигона, основателем которо­го был опытнейший организатор и педагог доцент Иванов Вячеслав Федорович (1913-1991) - участник Великой Отечественной войны. На полигоне был создан современный лабораторный комплекс, обеспечивающий качественную практиче­скую подготовку при освоении специальности не только на лабораторном обору­довании, но и на натурных технологических комплексах.

Учебная работа совмещалась с научно-исследовательской по совершенство­ванию технологии ремонта тракторов, торфяных и сельскохозяйственных ма­шин. Преподаватели кафедры активно участвовали в повышении квалификации инженерно-технических работников торфяной промышленности.

Кафедра явилась инициатором организации производственной практики студентов в составе механизированных отрядов на основных технологических операциях торфяного производства в качестве машинистов торфяных машин, что обеспечивало повышение качества подготовки и решало кадровую проблему в условиях сезонной работы торфопредприятий. Бессменным командиром студенческих меха­низированных отрядов являлся старший преподаватель кафедры Петров Дмитрий Дмитриевич. Эта работа была одобрена Министерством образования СССР.

С 1977 по 2012 год кафедрой руководит выпуск­ник Московского торфяного института профессор, доктор технических наук Лукьянчиков Анатолий Николаевич. Специалист в области технической диа­гностики, технического обслуживания и ремонта торфяных машин, надежности машинно-тракторных агрегатов.

В 1982 году кафедра становится выпускающей по специальности «Механизация мелиоративных работ». Создана соответствующая лабораторная база.

За этот период в соответствии с потребностями производства в условиях рыночной экономики организована подготовка еще по трем востребованным специальностям, связанным с эксплуатацией и сер­висом транспортных и технологических машин в раз­личных отраслях.

 

В настоящее время осуществляется подготовка по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (специализация Технические средства природообустройства и защиты в чрезвычайных ситуациях) и направления подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профиль – Автомобильный сервис).

Кафедра активно участвует в работе филиалов университета в Институте до­полнительного профессионального образования.

Профессорско-преподавательский состав насчитывает 8 преподавателей, из них 2 профессора, доктора технических наук, 6 доцентов, кандидатов техниче­ских наук. На кафедре имеется магист­ратура.

Основное научное направление - испытания транспортных и технологиче­ских машин и восстановление деталей. Для условий промышленного использова­ния представлены:

  • разработка рекомендаций по повышению эксплуатационных показателей машинно-тракторных агрегатов на базе тягачей промышленной энергонасыщенности;
  • разработка метода испытаний и выбора параметров агрегатов на осно­ве стендовых испытаний тягачей, оборудованных моделями агрегатируемых машин;
  • разработка рекомендаций по рациональному использованию смазочных материалов при эксплуатации транспортных средств;
  • разработка уточненной методики условий пластического деформирования тонкопрофильных заготовок.

Кафедра активно сотрудничает с учебными, научно-исследовательскими и производственными организациями, в состав которых входят:

  • Московский государственный университет природообустройства;
  • МАДИ;
  • Тверская сельскохозяйственная академия;
  • Московский государственный университет леса;
  • Всероссийский научно-исследовательский институт торфяной промыш­ленности;
  • Ржевский завод «Электромеханика»;
  • Вологодский государственный технический университет;
  • Белгородский государственный технический университет;
  • Тульский государственный университет;
  • Российская академия сельскохозяйственных наук;

В 2012 г. кафедру возглавил доктор технических наук Фомин Константин Владимирович.

 

5.Перечень направлений и специальностей, по которым ведется подготовка:

1. Направление 15.04.02 «Технологические машины и оборудование»,

профиль «Технологические машины и оборудование природообустройства и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,

квалификация – магистр,            срок обучения – 2 года

 

2. Направление 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»,  профиль «Автомобильный сервис»,

квалификация – бакалавр,            срок обучения – 4 года.

 

3. Специальность  23.05.01  «Наземные транспортно-технологические средства»,   специализация «Технические средства природообустройства и защиты в чрезвычайных ситуациях»,

квалификация – инженер,            срок обучения – 5 лет.

 

6.Научная работа кафедры:

- Направления научно-исследовательской деятельности кафедры:

1. Совершенствование технологии изготовлении криволинейных металлических заготовок деформацией изгиба.

2. Исследование динамических нагрузок в элементах конструкции машин природообустройства.

3. Совершенствование конструкции и повышение надежности элементов привода машин природообустройства.

- Научно-исследовательская база для ее осуществления:

Кафедра имеют специализированные классы, и лаборатории, оснащённые уникальным оборудованием: лаборатория дефектовки и диагностики деталей машин, лаборатория механических испытаний, лаборатория топливных систем, лаборатория восстановления деталей машин, лаборатория топлива и смазочных материалов, лаборатория диагностики и ремонта систем управления автомобилем и электрооборудования, лаборатория изучения характеристик ДВС. За кафедрой МПРМ на территории учебного полигона закреплены учебные аудитории: аудитория эксплуатации автомобилей и тракторов. Кафедра обладает уникальным оборудованием для исследования элементов рабочего оборудования машин природообустройства: грунтовый канал для определения силовых и энергетических параметров режущих элементов и фрезерующих рабочих органов при взаимодействии с грунтом, а так же стенд подводного резания грунтов.

- Результаты научной деятельности (гранты, победы в конкурсах за последние 5 лет):

Сотрудники кафедры участвуют в научных конференциях, в том числе международных, издано более 50 статей в журналах, в том числе индексируемых в базе данных Web of Science и Scopus. Результаты научных исследований обобщены в 3 монографиях и нашли применение в учебном процессе. Получено более 10 патентов Российской Федерации. Защищено 3 кандидатских диссертации.

 

7. Материально-техническое обеспечение кафедры:

Материально-техническая база по направлениям ЭТК и НТС представлена следующими лабораториями: лаборатория дефектовки и диагностики деталей машин, лаборатория механических испытаний, лаборатория топливных систем, лаборатория восстановления деталей машин, лаборатория топлива и смазочных материалов, лаборатория диагностики и ремонта систем управления автомобилем и электрооборудования, лаборатория изучения характеристик ДВС, учебная лаборатория.

Общая площадь, занятая под учебные лаборатории, составляет 790 м2.

За кафедрой МПРМ на территории учебного полигона закреплены учебные аудитории: аудитория эксплуатации автомобилей и тракторов (100 м2), аудитория основ проектирования автомобилей (50 м2), класс проектирования АТП и СТО (50 м2), аудитория конструкции автомобилей (50 м2), аудитория силовых агрегатов (50 м2), класс ПДД и безопасности дорожного движения (50 м2).

Перечень наборов демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, рабочим учебным программам дисциплин включает: ноутбук с проектором; диапроектор с набором слайдов; эпипроектор (2 шт.) с набором слайдов; электрифицированные стенды систем ДВС (4 шт.); электрифицированная система тестирования ПДД; разрезные макеты систем и узлов автомобилей, тракторов и двигателей; комплекты плакатов по устройству, ремонту, обслуживанию автомобилей, тракторов и двигателей.

Учебно-лабораторная база включает стенд испытаний ДВС (лаборатория изучения характеристик ДВС); комплекс диагностического оборудования (лаборатория диагностики и ремонта систем управления автомобилем и электрооборудования); электромагнитная дефектоскопия, электрическая система диагностики, электро-звуковая система диагностики, измерительные приборы (лаборатория дефектовки и диагностики деталей машин); установка определения твердости металла, установка по определению текучести металла (лаборатория механических испытаний); токарный станок, фрезерный станок, расточной станок, хонинговальный станок, наплавочное оборудование (лаборатория восстановления деталей машин).

 

8.Контакты кафедры

170023, г. Тверь, ул. М. Конева, 12,  комн. 315, 303, тел. 78-94-70,

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Список научно-педагогических работников