Тверской государственный технический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный технический университет»

Круглый стол «Машиностроение»

27 февраля на базе ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж» региональный центр профессиональных квалификаций по отрасли «Машинстроение» провел круглый стол «Актуальные проблемы подготовки кадров для региона по отрасли «Машиностроение».
В работе круглого стола приняли участие представители государственных и законодательных органов власти, работодатели, научные и профессионально-педагогические работники учреждений профессионального образования высших и средних образовательных учреждений.
С приветственным словом к собравшимся обратились представители Министерства образования Тверской области Е.А. Гусева, Министерства промышленности и торговли Н.Н. Фокина, отметившие актуальность и своевременность обсуждаемых проблем.
В ходе круглого стола были рассмотрены вопросы актуального состояния системы профессионального образования Тверской области; проблемы модернизации профессионального образования в условиях перехода экономики страны на инновационный путь развития; сформулированы предложения по приоритетным направлениям повышения эффективности проводимых преобразований.
Основной целью профессионального образования является обеспечение рынка высококвалифицированными кадрами, которые реально востребованы работодателями и которые, подготовлены для участия в модернизации экономики.
Представители ведущих предприятий машиностроительной отрасли ЗАО «Абсолют» Е.Н. Цаль-Цалько, ООО «Тверьстроймаш» О.П. Хамеджанова, АО «Эксмаш» Е.В. Максимовская и другие, отметив высокий уровень формирования профессиональных и социальных компетенций у студентов, выразили готовность к более тесному продуктивному сотрудничеству с образовательными организациями СПО по подготовке современных высококвалифицированных кадрах путем курсов повышения квалификации и стажировок на современном высокотехнологичном оборудовании преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения, создания рабочих групп по разработке учебно-методической документации, аттестационных материалов, участию в государственных аттестационных комиссиях. Тесное взаимодействие образования и промышленного сектора необходимо, так как профессиональное образование должно быть ориентировано на нужды перспективных производств на основе регионально-отраслевых прогнозов потребности в кадровых ресурсах, в частности, для машиностроительной отрасли.
Опыт работы высшего профессионального образования, который был представлен директором центра содействию по трудоустройству выпускников, к.т.н., доцентом кафедры кафедры «Технология металлов и материаловедение» ТвГТУ, International Welding Engineer – IWE А.Ю. Лаврентьев в докладе «Опыт ТвГТУ в подготовке специалистов сварочного производства в соответствии с новыми профессиональными стандартами» вызвал неподдельный интерес аудитории и желание дальнейшего обмена опытом в сфере подготовки и повышения квалификации рабочих кадров.


В ходе дискуссии участниками круглого стола были отмечены успехи, достигнутые в результате модернизации профессионального образования в современных социально-экономических условиях, в то же время был обозначен ряд нерешенных проблем подготовки рабочих кадров для экономики области, а именно:
- Сегодня практически отсутствуют механизмы взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг, гибкое и оперативное взаимодействие системы профессионального образования с работодателями.
- Спрос у работодателей в большинстве случаях направлен на поиск высококвалифицированных кадров рабочих, а не на прием выпускников.
- Большинство работодателей ориентировано на привлечение работников в соответствии с текущими потребностями и не прогнозируют перспективную потребность в кадрах, а также их подготовку и переподготовку. Это не позволяет получить достоверный прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций области.
- Отсутствует система трудовой мотивации и профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, что привело к потере интереса большинства молодежи к рабочим профессиям, в том числе наиболее востребованным на рынке труда.
- При наличии возрастающего спроса на
высококвалифицированные рабочие кадры учреждения профессионального образования в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению.
- Общеобразовательные учреждения в основном мотивируют выпускников на поступление в вузы, в результате рабочие профессии имеют не очень привлекательный имидж, а значит у рабочих профессий низкий престиж.
- Нужна ранняя профориентация и ранняя мотивация.
- Начальный этап производственной карьеры выпускников СПО прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация.
- Несмотря на то, что работодатели не удовлетворены номенклатурой и качеством подготовки выпускников учреждений профессионального образования, они не проявляют активности как заказчики образовательных услуг, не всегда охотно идут на диалог с системой образования.
Решить перечисленные проблемы возможно только совместными действиями органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и образовательных учреждений. Участниками круглого стола также была подчеркнута необходимость в организации мероприятий, содействующих повышению престижа рабочих профессий путем ранней профориентации. Единодушное мнение участников мероприятия озвучила директор ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж» Н.В. Сушко. «В современных социально-экономических условиях реализации стратегии инновационного развития профессионального образования не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы, и пассивно откликаться на запросы будущего. Оно обязано быть инициатором изменений, в том числе в бизнес среде и в общественном сознании. При этом только тесное сотрудничество с властью, лидерами науки и бизнеса позволяет формировать компетенции, требуемые для модернизации. Ведущая организационная роль в развитии профессионального образования остается за региональным уровнем власти в тесном взаимодействии с отраслями, приоритетными для социально-экономического развития данного региона».