27 февраля на базе ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж» региональный центр профессиональных квалификаций по отрасли «Машинстроение» провел круглый стол «Актуальные проблемы подготовки кадров для региона по отрасли «Машиностроение».
В работе круглого стола приняли участие представители государственных и законодательных органов власти, работодатели, научные и профессионально-педагогические работники учреждений профессионального образования высших и средних образовательных учреждений.
С приветственным словом к собравшимся обратились представители Министерства образования Тверской области Е.А. Гусева, Министерства промышленности и торговли Н.Н. Фокина, отметившие актуальность и своевременность обсуждаемых проблем.
В ходе круглого стола были рассмотрены вопросы актуального состояния системы профессионального образования Тверской области; проблемы модернизации профессионального образования в условиях перехода экономики страны на инновационный путь развития; сформулированы предложения по приоритетным направлениям повышения эффективности проводимых преобразований.
Основной целью профессионального образования является обеспечение рынка высококвалифицированными кадрами, которые реально востребованы работодателями и которые, подготовлены для участия в модернизации экономики.
Представители ведущих предприятий машиностроительной отрасли ЗАО «Абсолют» Е.Н. Цаль-Цалько, ООО «Тверьстроймаш» О.П. Хамеджанова, АО «Эксмаш» Е.В. Максимовская и другие, отметив высокий уровень формирования профессиональных и социальных компетенций у студентов, выразили готовность к более тесному продуктивному сотрудничеству с образовательными организациями СПО по подготовке современных высококвалифицированных кадрах путем курсов повышения квалификации и стажировок на современном высокотехнологичном оборудовании преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения, создания рабочих групп по разработке учебно-методической документации, аттестационных материалов, участию в государственных аттестационных комиссиях. Тесное взаимодействие образования и промышленного сектора необходимо, так как профессиональное образование должно быть ориентировано на нужды перспективных производств на основе регионально-отраслевых прогнозов потребности в кадровых ресурсах, в частности, для машиностроительной отрасли.
Опыт работы высшего профессионального образования, который был представлен директором центра содействию по трудоустройству выпускников, к.т.н., доцентом кафедры кафедры «Технология металлов и материаловедение» ТвГТУ, International Welding Engineer – IWE А.Ю. Лаврентьев в докладе «Опыт ТвГТУ в подготовке специалистов сварочного производства в соответствии с новыми профессиональными стандартами» вызвал неподдельный интерес аудитории и желание дальнейшего обмена опытом в сфере подготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
В ходе дискуссии участниками круглого стола были отмечены успехи, достигнутые в результате модернизации профессионального образования в современных социально-экономических условиях, в то же время был обозначен ряд нерешенных проблем подготовки рабочих кадров для экономики области, а именно:
- Сегодня практически отсутствуют механизмы взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг, гибкое и оперативное взаимодействие системы профессионального образования с работодателями.
- Спрос у работодателей в большинстве случаях направлен на поиск высококвалифицированных кадров рабочих, а не на прием выпускников.
- Большинство работодателей ориентировано на привлечение работников в соответствии с текущими потребностями и не прогнозируют перспективную потребность в кадрах, а также их подготовку и переподготовку. Это не позволяет получить достоверный прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций области.
- Отсутствует система трудовой мотивации и профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, что привело к потере интереса большинства молодежи к рабочим профессиям, в том числе наиболее востребованным на рынке труда.
- При наличии возрастающего спроса на
высококвалифицированные рабочие кадры учреждения профессионального образования в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению.
- Общеобразовательные учреждения в основном мотивируют выпускников на поступление в вузы, в результате рабочие профессии имеют не очень привлекательный имидж, а значит у рабочих профессий низкий престиж.
- Нужна ранняя профориентация и ранняя мотивация.
- Начальный этап производственной карьеры выпускников СПО прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация.
- Несмотря на то, что работодатели не удовлетворены номенклатурой и качеством подготовки выпускников учреждений профессионального образования, они не проявляют активности как заказчики образовательных услуг, не всегда охотно идут на диалог с системой образования.
Решить перечисленные проблемы возможно только совместными действиями органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и образовательных учреждений. Участниками круглого стола также была подчеркнута необходимость в организации мероприятий, содействующих повышению престижа рабочих профессий путем ранней профориентации. Единодушное мнение участников мероприятия озвучила директор ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж» Н.В. Сушко. «В современных социально-экономических условиях реализации стратегии инновационного развития профессионального образования не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы, и пассивно откликаться на запросы будущего. Оно обязано быть инициатором изменений, в том числе в бизнес среде и в общественном сознании. При этом только тесное сотрудничество с властью, лидерами науки и бизнеса позволяет формировать компетенции, требуемые для модернизации. Ведущая организационная роль в развитии профессионального образования остается за региональным уровнем власти в тесном взаимодействии с отраслями, приоритетными для социально-экономического развития данного региона».