Тверской государственный технический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный технический университет»

Научный полк ТвГТУ: Анатолий Иванович Шум

Тверской государственный технический университет продолжает рассказывать о студентах и преподавателях вуза – участниках Великой Отечественной войны, а также о вкладе научных коллективов в Победу.

Следующая публикация в рамках акции Минобрнауки России «Научный полк» посвящена Анатолию Ивановичу Шуму.

alt

Анатолий Иванович Шум родился в 1920-м году. Учился в Севастопольской мореходке, а Великая Отечественная война застала его на Балтике. Первые месяцы войны в составе Балтийского флотского экипажа он выходил в море на быстроходных катерах.

Небольшим быстрым и маневренным катерам нередко удавалось наносить значительный урон судам противника, намного превосходящим их водоизмещением и вооружением. В то же время и сами эти катера были во многом уязвимы, и не всегда удавалось им благополучно возвратиться на базу. Практически каждого, кто участвовал в таких боевых рейдах, можно было представлять к награде – но не до того было в начале войны: очень драматически развивались тогда события на Балтике в окрестностях Ленинграда. В связи с потерями, которые несли подразделения флотского экипажа, и меняющейся стратегической обстановкой, проводились переформирования личного состава. После одного такого переформирования хорошо зарекомендовавший себя молодой моряк Анатолий Шум был определён в разведгруппу Балтийского флота. Малыми группами, на шлюпках, под покровом ночи выходили в море разведчики для того, чтобы добыть необходимую информацию о противнике. Во время такого ночного рейда в районе острова Гогланд шлюпки разведчиков неожиданно оказались обнаружены вражеским патрульным катером. Состоялся вынужденный короткий морской бой, из которого в итоге разведчики вышли победителями, но Анатолий Шум получил в этом бою тяжёлое ранение.

После лечения в госпитале он вновь вернулся в строй, теперь на Ленинградский фронт. В задачу разведчиков здесь входили короткие вылазки в ближний тыл противника с целью выяснить конкретные детали диспозиции или добыть «языка». Не раз приходилось им ночью под обстрелом переходить Неву по льду, чтобы выполнить задание. Какой силы ожесточения велись бои в это время на Невском пятачке, хорошо известно. Разведчикам, для которых линия фронта не была непроходимой границей, случалось тогда бывать и в осаждённом Ленинграде. Свой армейский паёк при этом они, как правило, отдавали тогда тем, кто не мог из города уйти. Сами же вновь возвращались на фронт, где было опасно, но не так голодно.

Когда среди разведчиков Ленинградского фронта выбирали добровольцев для заброски в глубокий тыл противника, выбрали и Анатолия Шума. Группа из пяти человек должна была вывести из строя стратегически важную ветку железной дороги. Такое задание требует смелых, решительных и хорошо подготовленных исполнителей. Такими и были те, кто отправился на выполнение этого задания. Перейдя линию фронта, не один день добирались они до нужного места, неслышно двигаясь по ночам на лыжах в белых маскировочных халатах. И вот задание выполнено: железнодорожное полотно подорвано так, что его уже быстро не восстановить. Однако взрыв большой силы привлёк и внимание врагов. Большими силами принялись они прочесывать все окрестности так, что группе уйти не удалось. В коротком бою погибли четверо разведчиков, Анатолий Шум получил лёгкую контузию и в бессознательном состоянии был взят в плен.

Он вспоминал об этом так: «Мы в лесу устраивались уже на ночлег, полагая, что ушли далеко и не замечены. Я-то подозревал, что останавливаться рано, что нужно бы уходить дальше. Да и все это понимали, но были настолько уставшими, что идти просто не было сил. И тут вдруг совершенно для нас неожиданно из-за деревьев выскочили автоматчики. Последнее, что я помню (перед тем, как меня ударили сзади), – это удивительно сказанные (как в детской игре) слова моего товарища, стоявшего рядом и только успевшего схватить свой автомат: "Я убит!" Потом помню, как находясь в каком-то бараке, где были ещё какие-то пленные, я отдал одному из них свой полушубок. Позже я об этом сильно пожалел, но тогда-то был уверен, что мне он не пригодится – очевидно, меня должны расстрелять. И действительно, скоро дело дошло до расстрела, но только перед тем, как расстреливать, они там выясняли – ты кто: партизан или солдат? Партизан расстреливали. Когда спросили меня, я уверенно сказал: "Я солдат!" И они поверили – ведь это было правдой».

С первых же дней в плену Анатолий Шум искал возможности организовать побег. Ещё в эшелоне, в поезде, перевозившем пленных вглубь Германии, в лагерь для военнопленных, он и несколько его товарищей проделали дыру в днище вагона. Ночью, когда поезд двигался с малой скоростью, они хотели вылезти через эту дыру и уйти. Но в вагоне было много людей. Не все хотели так рисковать, а кто-то и вовсе не мог в эту дыру пролезть. Если бы сделавшие дыру ушли, то всех, кто остался, вероятнее всего, расстреляли бы. И поэтому они не ушли, но стали ждать другого случая. В конце концов, такой случай представился уже в лагере для военнопленных. Побег удался в марте 1945 года, но за пределами лагеря выяснилось, что ближе и удобнее получается оказаться на территории, занятой американской армией. В советскую армию Анатолий Иванович вернулся после встречи войск союзников на Эльбе.

Американцы не очень-то стремились покидать в бою свои бронемашины. Они добродушно удивлялись, когда русский матрос на передовой подползал поближе к неприятелю, чтобы вернее метнуть гранату. «Да куда ты лезешь? Для тебя вообще война уже закончилась!» – говорили они через своего переводчика. Однако же для Анатолия Ивановича Шума, как и для всего советского народа, Великая Отечественная война закончилась 9 мая с подписанием безоговорочной капитуляции Германии.

После войны он поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета. Закончив университет и защитив диссертацию, Анатолий Иванович многие годы преподавал математику в Калининском политехническом институте (ныне Тверской государственный технический университет). Он является первым деканом факультета автоматизированных систем управления (ныне факультет информационных технологий) и основателем кафедры прикладной математики и информатики. С своей научной работе уделял большое внимание применению математических методов к решению технических задач. Анатолий Шум один из тех, кто во время войны бесстрашно защищал нашу Родину от врага, а в мирное время честным и упорным трудом создавал основы её силы и благосостояния.

По материалам семьи Анатолия Ивановича, подготовленным к акции «Бессмертный полк»